Поколение RAV-4 история создания и перспективы

Поколение RAV-4

В прошлом году одна из самых популярных моделей японского автоконцерна Toyota отметила свое двадцатилетие. В 1994 году стартовали продажи знаменитого японского кроссовера Toyota RAV-4. Двадцать лет — это очень солидный возраст в мире автомобилей, который более чем красноречиво говорит о популярности и востребованности на мировом автомобильном рынке. Чем же покорил RAV-4 сердца многих автовладельцев во всем мире? Ведь, изначально он не был похож ни на один автомобиль с традиционным кузовом. Сначала RAV-4 называли гибридом внедорожника с универсалом, поскольку наименования подобного кузова просто не было.

Истоки создания паркетного внедорожника уходит своими корнями в начало 80-х. Корпорация Toyota Motors крепко стояла на ногах и могла позволить себе очень смелые эксперименты в области автомобилестроения, которые были под силу разве что европейскому концерну Audi с его знаменитым полным приводом «Quatro». Первыми предвестниками новой концепции «сверхлегких внедорожников» стали серийные модели Toyota Sprinter Carib.

Первые модели имели классическую «внедорожную» схему трансмиссии: подключаемый передний привод и раздаточную коробку с демультипликатором (здесь впору вспомнить о ВАЗ 2121 «Нива»). Позднее, от такой компоновки отказались, применив постоянный полный привод. В новых моделях Carib двигатель располагался поперек капотного пространства. Компоновка трансмиссии была такова: двигатель, коробка передач, дифференциал переднего моста представляли собой единый силовой агрегат. На задние колеса крутящий момент передавался через угловой редуктор, оснащенный межосевым дифференциалом с возможностью блокировки. Такая схема трансмиссии получила настолько широкое распространение, что в период с 1987 по 1993 годы было произведено множество моделей, имеющих полноприводную трансмиссию. Среди этих моделей были Cresta, Caldina, Corona и даже знаменитая Toyota Corolla, обладающая знаменитыми шильдиками 4WS 4WD.

Это были серийные экспериментальные модели, предназначенные для внутреннего рынка Японии. Но, популярность полноприводных малолитражек шагнула далеко за пределы Японии. Впервые в истории полноприводные автомобили повышенной проходимости не уступали традиционным «дорожникам» ни в комфорте, ни в скорости. Популярность «внедорожной» концепции универсального автомобиля стала будоражить умы многих автоконструкторов с мировым именем. И вот, в 1989 году на токийском автосалоне был продемонстрирован широкой публике необычный концепт универсального автомобиля с необычным названием «RAV Four». Как заявили разработчики, его название в полной мере отражает его переназначение «Recreation Active Vehicle», — Автомобиль для активного отдыха.

Несмотря на свой революционный внешний вид, он все еще напоминал традиционный внедорожник. Даже фары и облицовка радиаторной решетки, включая заднюю «запаску» более чем красноречиво говорили о принадлежности к классу автомобилей повышенной проходимости. Но, вместе с тем, исчезли традиционные балки ведущих мостов и внедорожная рама, подвеска всех колес стала полностью независимой. Передача крутящего момента к ведущим колесам, включая задние, осуществлялась шарнирами равных угловых скоростей, — еще одно революционное техническое решение тех лет. Борта концептуального авто были отделаны гофрированным пластиком. Вместе с тем, автомобиль был напрочь лишен спартанского интерьера, которым комплектовались в те годы бюджетные внедорожники. Удобный интерьер, мягкие анатомические кресла, удобно открывающаяся задняя дверь, — все это делало концепт абсолютно непохожим на внедорожник. И хотя он так и остался концептом, работы по воплощению комфортабельного автомобиля для активного отдыха не прекратились.

Итогами этой работы стало появление пять лет спустя компактного кроссовера Toyota RAV-4, оказавшегося настолько удачным, что в первый же год его мировые продажи побили все рекорды. Сегодня без преувеличения можно сказать, что появление RAV-4 послужило началом эпохи кроссоверов — компактных автомобилей с несущим кузовом, обладающих внедорожными качествами. Новая модель имела много общего с концептом 1989 года. Такие же габариты кузова, молдинги на дверях, большой площадью остекления. Оптика, радиаторная решетка и бамперы определили современный облик кроссовера на многие годы вперед, обеспечив его безошибочное узнавание во всем мире. С экономической стороны RAV-4 тоже был очень кстати. Благосостояние жителей стран Северной и Южной Америки, а также Западной Европы позволяло многим из них обратить внимание на RAV-4. Именно этот автомобиль отвечал их требованиям. Мощность и недюжинные внедорожные возможности приводили в восторг представителей молодого поколения. Комфорт, компактность, высокая «внедорожная» посадка нравились более зрелым покупателям. Идея автомобиля для города и пикника пришлась по душе очень многим. На мировом рынке образовалась новая ниша, которую постепенно стали осваивать другие игроки с мировым именем. Бум популярности кроссоверов в мире продолжается до сих пор.

Главными преимуществами RAV-4 перед внедорожниками той эпохи были более легкий и аэродинамичный несущий кузов, мощный и сравнительно экономичный двигатель и удобный комфортабельный салон. Четырехцилиндровый бензиновый двигатель, объемом 2 л позволял осуществлять разгон не хуже обычных седанов. Спрос на новинку увеличивался и уже год спустя появилась пятидверная версия RAV-4. Крутящий момента от шестнадцатиклапанного двигателя передавался на колеса с помощью пятиступенчатой механической или четырехструпенчатой автоматической трансмиссии. В соответствии с требованиями рынка и возросшей конкуренции, к 1998 году было произведено обновление модели. В этом же году появился вариант Toyota RAV-4 с откидной крышей.

toyota_rav4 2000

 

Серьезный рестайлинг модели был произведен в 2000 году. Накануне миллениума миру был представлен новый концепт популярного кроссовера. Теперь он имел более «благородные» черты. С бортов исчезли неокрашенные защитные панели, линии кузова стали более плавные и современные. Автомобиль получил новую оптику и несколько раздался в габаритах. И хотя внешность автомобиля была серьезно модернизирована, но разработчикам удалось сохранить тот самый «дух автомобиля для активного отдыха».

Следующее серьезное обновление RAV-4 получил шесть лет спустя. Снова была модернизирована оптика. Большинство лампочек накаливания были заменены на более яркие светодиоды. Дизайн автомобиля также изменился. Автомобиль стал еще более солидным и динамичным. Но он остался все тем же легко узнаваемым автомобилем для активного отдыха. Последующие модели RAV-4 перешагнули планку компактного кроссовера в разряд премиум-класса. Несмотря на столь солидный возраст модели, Toyota RAV-4 всегда и везде оказывается к месту. Появившись однажды, RAV-4 останется синонимом скорости, комфорта и надежности на мировом автомобильном рынке.

2015 Toyota RAV4 Hybrid (US) 015